Николай Кращин. Золотая Рыбка. 2020 г., цветная бумага, цифровая печать, коллаж
Приглашаем художников принять участие в выставке, посвященной наградам!
Пётр I прорубил окно в Европу и привёз в Россию не только моду на бритьё бород, но и моду на ордена, успешно влившуюся в российское общество до 1917 года: декрет ВЦИК и Совнаркома «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» положил конец системе знаков отличия дореволюционной России. Однако совсем скоро, во время Гражданской войны, возникла необходимость создания новых наград и был учреждён первый советский орден — орден Красного Знамени.
В СССР система наград стала развиваться в разных областях; помимо канонических воинских поощрений за доблесть появляются ордена и медали за трудовые успехи на ниве строительства коммунистического общества и особые заслуги перед обществом и государством. Практика отличия целых городов или отдельно взятых людей приобретает колоссальный масштаб: «Город-герой», «Крепость-герой», «Мать-героиня» и другие.
Сегодня советские награды становятся предметом торга в России и за рубежом, за наградами охотятся, незаконно вывозят и продают на аукционах. По престижности и дороговизне фалеристика сопоставима с собиранием живописи или холодного оружия.
Мы в «Открытом клубе» решили сделать групповую выставку, посвящённую наградам: собрать на две недели коллекцию наград за всё что угодно на свете. На благо мира, во имя себя или искусства. В воображаемом музее симулякра наград могут быть знаки отличия за самые разные достижения, выраженные в любой форме. Скульптура, коллаж, графика, живопись, видеоарт приветствуются в стенах нашей галереи. Единственное требование, которое мы предъявляем художникам, — это соответствие теме выставки и ограничениям по размеру.
Произведение должно соответствовать теме и быть узнаваемым.
Для заявки на участие нужно отправить письмо с фотографией работы, краткой биографией и контактными данными на электронный адрес openklubinfo@gmail.com.
Заявки принимаются до 1 апреля 2021 г. Принимаются только оригиналы работ.
Галерея оставляет за собой право не принять работу к участию.
Симулякр есть то, что выказывает себя чем-либо, им не являясь. Место его рождения — та область человеческого сознания, которая ведает самооценкой. У него нет собственного хронотопа; он недействителен, но способен выдыхать сколь угодно раздутую реальность, в которой всё оценивается от желаемого. Он возникает из страстной жажды притвориться, сделать вид, показаться значительнее, лучше или — вообще выглядеть другим. Он относится к области внешнего; показуха и притворство — его питательная среда.
Нет ни одного человека, который не хочет быть красивым, прежде прочего — в собственных глазах. Если так разобраться, мысленно почти каждый из нас обвешан симулякрами за светлый ум, выдающиеся добродетели, уникальные таланты, глубочайшие страдания… Симулякр — враг зеркал и красоты; в глубине, в молчании он задыхается, ему нечего там есть.
После, а не до, как многие думают, индивидуальной прививки эго-симулякрии возникает проекция на общество. А затем и общество погружает своих членов в реальность симулякров и награждает — или нагружает — ею верных сынов. В мире симулякров каждый может быть героем, поэтом, спасателем на водах или чемпионом по прыжкам в чуткость.
Симулякр отвратителен, когда пытается захватить область настоящих ценностей. Скажем, боевые ордена. Не было за всю историю Первой мировой ни одного человека, который получил бы Святого Георгия просто так, за приятные манеры. То же можно сказать о советских медалях «За боевые заслуги» и «За отвагу». Но после войны наступил мир, и многие захотели быть отмеченными; за наградами, данными ни за что, тянулся хвост вполне определённых привилегий… Таких людей, помнится, звали орденопросцами.
Однако стоит ли касаться болезненных тем? Мир устроен так, что в нём нет ничего совершенно, однозначно, абсолютно плохого. Симулякр, как ничто другое, даёт возможность поиграть. Увидеть себя со стороны алчущим всенародного признания. Обнаружить в своём гардеробе вещи-симулякры, возвышающие носителя в его собственных глазах над низменной толпой, перед которой он заискивает. Голый король — квинтэссенция симулякрии.
Каждый день мы хотим наград: за удачно проведённую сделку, потёртый сыр, сказанное слово. Нынче среди жён и матерей стало модно требовать общественного признания за вымытую посуду. Символический капитал по-прежнему значителен, но теперь его накопление происходит всё быстрее, ибо любое наше действие, выполненное самостоятельно, без помощи высоких технологий, кажется героизмом.
За что вы хотите наградить себя? Каким должен выглядеть ваш индивидуальный орден? Каково самое ничтожное деяние, на ваш взгляд, заслуживающее высшего поощрения?
И как, в конце концов, мог бы выглядеть мир, если бы в нём восторжествовали симулякры? И как выглядят они сами — наши великие награды, наши знаки понечёта, наши платиновые мыльные пузыри?
А не посмеяться ли нам над собой, господа?..
Вера Калмыкова