Несколько произведений, которые мы представим 12 октября 2016 г. с 17:00 22:00 в рамках Открытой коллекции.
[imagecenter=/news/49/1.png Открытая коллекция]
В присущей художнику манере показывать идеологически неоднозначные исторические события в ракурсе сценической драматичности решено это камерное произведение. Выполненная акварелью с добавлением белил фигурная композиция графического листа становится венцом эпохи, его неотъемлемым документом, собирающим воедино наше отрывистое представление о революционной действительности. В преддверии столетнего юбилея подобное напоминание представляется особенно важным и необходимым.
[imagecenter=/news/49/2.png Открытая коллекция]
Эскиз маслом Меира Моисеевича Аксельрода «Дети у стола» (1926) представляет собой ранний пример творческой искренности и открытости художника — той влюбленности в мир искусства, которая становится с течением времени настоящим подвигом. Поэт Арсений Тарковский так отзывался о нелегком выборе мастера: «Это прекрасный пример того, как выгодно быть честным и чистым человеком… Вы видите совершенно наглядно, какие прекрасные плоды это приносит, как дорого то, что делается людьми такого рода, которые с подлинно святым упрямством, с железной волей пробиваются сквозь все преграды». Подобно «Едокам картофеля» Ван Гога собравшаяся у стола компания детей является не только объектом чуткого взгляда Аксельрода, но и экзистенциальным прологом к развитию всего последующего творчества, упроченного в помощи и участии в судьбах угнетаемых советской властью людей.
[imagecenter=/news/49/3.png Открытая коллекция]
За 101-ым километром в чудотворном «серпантинном» городе Таруса растут цветы радости и деликатности дачного лета. Пора их цветения подмечена чутким колористом, сценографом Тамарой Георгиевной Старженецкой в акварельной работе «Цветы. Таруса». Куда бы ни забрасывала знаменитого театрального художника профессиональная необходимость, она всегда путешествовала с этюдником. Но если места постановки спектаклей и опер — это сцены из жизни, укрепляющие память, то тарусские розы — это привязанность и влюбленность в процесс их произрастания из заботливой почвы города, в котором мы перестаем быть кочевниками.
[imagecenter=/news/49/4.png Открытая коллекция]
Работа Тамары Георгиевны Старженецкой «Старая деревня. Церковь на Каме» открывает зрителю природную данность и культурную значимость отечественной географии — немыслимый в своем исчезновении архитектурный ландшафт, объединяющий уже почти утопические сочетания деревенского дома, церковного силуэта и изгибов полноводной реки. В разреженной атмосфере собирающейся грозы пейзажная композиция акварельного этюда метафорически переносится знаменитым театральным художником в «сценическое» пространство, где осознание утраты некогда вполне естественного порядка вещей становится началом ностальгической памяти и звучащей идиллии национальной идеи.
[imagecenter=/news/49/5.png Открытая коллекция]
В работе «На пороге храма» (1989) известный представитель второй волны русского авангарда и московского рецептуализма Игорь Григорьевич Снегур демонстрирует богатство освоенного им изобразительного языка. Сам художник характеризует свое творчество следующим образом: «Я работаю в трехмерном пространстве: оно не глубокое — где-то, может быть, пять-десять сантиметров. Можно уходить и в более глубокое — это как бы путешествие художника в живописном пространстве, которое он совершает. Вид путешествия во «времени-пространстве» — вот что такое живопись и ее меняющиеся формы». Зритель как будто «признает» архитектурную полихромность храма Василия Блаженного, но в то же самое время перед ним возникает сюрреалистическая картина «рассредоточенной» архитектоники храма, воспринимаемой словно наяву — глазами видящего прихожанина. Храм един, но красота — в глазах смотрящего!
[imagecenter=/news/49/6.png Открытая коллекция]
Представьте себе жизнь современных музыкантов-исполнителей академического направления. Их профессиональная жизнь сложна и неоднозначна. Поспевая за коммерческим успехом различных музыкальных индустрий и эстетически оставаясь консервативными представителями «высокого» искусства, они оказываются в ситуации, в которой приходится выбирать: подвижническое служение классической музыке или проектная деятельность, связанная с ее продвижением и популяризацией? Работа «Лунная соната» Татьяны Андреевны Файдыш — известного московского художника-абстракциониста, работающего на границе с фигуративными образами, словно претворенный в живописи исторический источник, показывающий, что, укорененное в сознании публики как элитарное занятие, академическое исполнение сегодня связано со зрелищностью и необходимостью создавать креативный показ. Камерность музыкальной группы и вдохновленная Шагалом визионерская интимность — труд, по сути, «безымянного» сообщества.
[imagecenter=/news/49/11.png Открытая коллекция]
В радостных «Букетах» (1956) Николая Васильевича Кузьмина можно усмотреть прежде всего флер спонтанности этюдных акварелей с чуть проступающим натиском весенней воздушности, но затем, обращаясь к знанию сложной и многолетней творческой биографии знаменитого графика, зритель открывает истоки его искусства. Составные цветочные композиции словно «формулы» образной памяти, воспроизводящие то строгость графики Билибина, воспринятой талантливым учеником, то влюбленность в темп исполнения рисунка группы «13», одним из организаторов которой выступил художник еще в конце 1920-ых годов, обретают самобытность там, где начинается повествовательность книжной иллюстрации — основы графического языка Кузьмина.