Люди и вещи. Мария Волохонская, Анна Старцева

Художник Мария Волохонская отвечает здесь, на этой выставке за вещи. Маша часто говорит, что люди у нее не получаются, конечно, это не так, скорее ее зона ответственности – одушевление, вдыхание жизни в предметы, создание сложных и элегантных композиций, когда самые простые и неприглядные вещи: пластиковые банки с химией для мытья посуды, сама посуда, сваленная в раковину, банки с карандашами, лампочки - все это становится значительным, интересным, живым.
Машины рисунки и картины - это всегда тихое, но очень важное и отчетливое сообщение зрителю: посмотрите, мир во всех своих проявлениях, в своей рутине имеет гармонию, свою культуру, все вокруг представляет ценность и внутренний баланс. И вот вещи как бы обретают людские качества, в картинах становятся действующими лицами, таинственно взаимодействуя друг с другом и с нами…
Такое творческое преображение вещей – суть изобразительного искусства, и оно конечно связано с этикой и культурой: это ведь не просто умение эффектно и похоже изобразить предмет, это не грубое политическое высказывание, это не интеллектуальная игра: изобразительное искусство у Маши - это действие, опирающееся прежде всего на интуицию, на жизненный опыт, необходимо связанный с лишениями, внутренней борьбой, способностью противостоять всему тому, что отвлекает от главного в жизни.
Впрочем, со стороны машина работа кажется не такой драматичной: в огромное окно первого этажа старинного дома на Басманной улице видно как Маша работает: до глубокой ночи уютно горит свет; за столом, заваленном рисунками, книгами и открытками создаются иллюстрации для очередной детской книги, над Машей на живописнейшей ободранной от обоев стене висит козий череп, кровати нет, есть только тонкий матрас на полу, вокруг - стеллажи холстов и стопки рисунков.
Вместе с техникой, с художественной традицией Маша Волохонская живет той самой «живописной культурой», которая вызывает такое уважение у зрителей, у друзей, давая нам возможность видеть за ее работами сложные идеи и образы, созданные сдержанным, лаконичным и очень красивым языком. Точнее, языками: кажется, Маше удается идти и за Моранди, создавая натюрморты из бутылок и пластиковых банок, получается использовать и «полиграфские» наработки (часто вспоминается педагог В.П. Косынкин), можно узнать и влияние любимого художника Маши – Эндрю Уайета. Конечно, все еще сложнее, и в этом удивительном «вареве» культур, из которого происходит машино современное искусство важна античность, музыка Тома Уэйтса, книги, природа и, наоборот, - Москва.
Скульптор Анна Старцева представляет «людскую» часть выставки.
Сегодня скульптура встречается в нашей жизни только в городских общественных пространствах и в прикладных задачах архитектуры, - как украшение фасада или двора здания. Скульптура как самостоятельное произведение искусства в нашей повседневности кажется чем-то редким, необычным, ее труднее понять и принять, чем живопись, с ней сложнее (но и интереснее!) жить, и поэтому судьба скульптора – это судьба подвижника, который несмотря ни на какие обстоятельства остается верен своему искусству.
Скульптурные портреты Анны Старцевой не имеют прикладного значения, они напоминают скорее античное искусство, имеющее сакральное, мистическое значение. Кажется, что создание таких портретов – магия, таинство. Сама Аня отнекивается от такой интерпретации, в жизни она занималась современным танцем, сейчас придумывает модели одежды: действительно скульптура – это очень серьезно, но священнодействие и мистика вторичны, по словам Ани гораздо важнее Образ, правдивая и гармонизирующая интонация искусства. Вообще для Ани искренность – это основное качество работы, и если есть внутренний отклик, - создаются новые работы, если нет – новое может не появляться годами.
Глядя на скульптуры, интересно узнавать не позировавшую модель, а самого автора. Несмотря на сдержанность и лаконичность скульптур, все они – результат глубокой внутренней работы, в первую очередь работы над собой, поэтому чем дольше зритель находится рядом с ними, тем больше погружается в их атмосферу, результат размышлений и переживаний, которые передают скульптуре действительный, истинный объем.
Художник и скульптор на этой выставке объединены не только личной симпатией и общими взглядами на жизнь и искусство, - не факт, что они во всем совпадают. Скорее, их объединяет редкое сегодня кредо «быть, а не казаться». Невозможно даже представить себе какую-либо «стратегию продвижения» или «общую концепцию» их искусства, они как будто сознательно делают все ровно наоборот, не защищаясь полезными знакомствами, не рассчитывая на коммерческий успех, оставаясь максимально открытыми к нам, искренними, смелыми, настоящими.

Саша Аневский



Подробности

  • Открытие: 11 августа 2016 г. в 19:00
  • Дни работы: 12 августа — 16 августа 2016 г.
  • Выходной: Cреда

Поделиться событием