Параллели. Василиса Липатова, Александр Трифонов

Параллели. Василиса Липатова, Александр Трифонов

Наши дни многие называют эпохой «третьего цветения», имея в виду авангард и художественную форму. Первый этап пришёлся на 1910–1920-е годы, второй — на «оттепель», а новый происходит вот сейчас. Специфика в том, что язык авангарда перестал быть вызовом, прежде всего обществу, прекратил быть идеологией. Авангард более не выполняет некий социальный заказ «на протест», не решает задач, выходящих за рамки искусства. Вместо этого он стал просто языком, и на этом языке художники говорят друг с другом и со зрителями.

Интересно, что в который уже раз происходит обращение к русской иконописи — искусству, в самых своих истоках отказавшемуся от жизнеподобия. К иконописи апеллировал Казимир Малевич; с иконой выступали в диалог шестидесятники; к ней же адресуется и новое поколение мастеров. Так, живописец Александр Трифонов пишет: «Я ещё ходить не умел, и отец нёс меня на руках по высоким ступеням и многим маршам угловой башни, пока в смотровое окно, бойницу, я не увидел далёкую перспективу русской лесной стороны. Мне хотелось эти раздольные сине-зеленые пейзажи нарисовать. А отец мне сказал: “Никогда не рисуй похоже, не копируй не тобой созданное. Создавай свой мир, отличный от того мира, который создал Бог, потому что художник сам Бог”. Вот так меня направил на путь истинный отец с малых лет. И как сейчас, перед глазами моими стоят золотые купола соборов среди зелени деревьев. А потом я помню полумрак, огоньки свечей, церковную службу, слышу голоса певчих и вижу темный лик Сергия. Икона. Она далека от реализма. Перспектива иллюзорна. Мир — шар. Прямой дороги нет. Она зримый облик Бога, визуальный, плоскость на шаре. Буква — символична. Сочленяются буквы в Слово. Слово — для умных. Икона — для остальных. Так разъяснял отец».

В сегодняшней скульптуре, может быть, даже яснее и чётче, чем в живописи, видна связь неразрывная авангарда с архаикой. Объединяя в пространстве «Открытого клуба» живопись Трифонова и скульптуру Василисы Липатовой, экспозиционеры показывают, насколько естественно формы, не копирующие реальные, уживаются друг с другом, составляя единое и вполне гармоничное пространство творческого диалога. В «техно-био-объектах» Липатовой визуально проявлена основная мысль: в мире совершенно естественна перекличка того, что мы привыкли противопоставлять, а именно «естественного», «органичного» и «искусственного», технического. «Технэ» — это умение, только и всего, и не стоит возводить его в основополагающий принцип бытия. Лучше соединить в своём восприятии то, что сделано, с тем, что выросло само, и порадоваться сочетанию.

Формы авангарда естественны, как наше сознание, но до XX века мы не подозревали об этом. Что ж, пора прозревать; быть может, работы современных художников, среди которых Василиса Липатова и Александр Трифонов, и покажут наконец, что такое человеческое творчество — без иронической оговорки Ницше насчёт «слишком» человеческого. В чистом виде. В мире, где ничто не слишком.

Вера Калмыкова



Подробности

  • Открытие: 2 июля 2015 г. в 16:00
  • Дни работы: 3 июля — 7 июля 2015 г.
  • Выходной: Cреда

Поделиться событием