«Когда сквозная паутина разносит нити ясных дней»
Жители Колофона женились, рожали детей. Арахна ткала. Жители Колофона молились богам. Арахна ткала. Жители Колофона трудились, бездельничали, праздновали, враждовали, веселились, сплетничали… И всё это без Арахны, потому что Арахна ткала…
С Арахной всё закончилось известно как, но ткачество как один из символов человеческого мастерства осталось в культуре, возможно, навечно. И соткать графическое изображение — равно как и графическими средствами создать иллюзию тканья — идея соблазнительная. Посему совместную выставку Катерины Крестовой и Стаси Моисеевой в «Открытом клубе» совершенно точно надо было бы придумать…
Конечно, тканьё здесь отчасти метафора. Катерина Крестова, выпускница Строгановки и участница множества выставок, показывает в ОК инсталляции из гвоздей и нитей. На планшетах — изображение, архетипически восходящее к паутине, переплетению, постепенно заполоняющему возможно более широкое пространство, хотя в работах нити не пересекаются: иллюзия плотности создаётся за счёт того, что отдельные нити чуть сдвигаются, но все параллельны. Крестовой удаётся не только воссоздать контур и пластику тела, что уже удивительно при такой технике, но и уловить, передать и настроение, что гораздо сложнее.
Стася Моисеева, выпускница Художественного училища памяти 1905 года, пользуется традиционными, казалось бы, графическими средствами. Но основная художественная идея у неё та же: создание некоего кода, всеобъемлющего, растянутого по миру, вездесущего, будто магнитные линии. Расставленные пальцы рук на одной из её работ выглядят, будто корни деревьев, разрывающих планету Маленького принца. Они желают всего: и обнять, и захватить, и отпустить, и присвоить. Но главное — осязать. И на портрете линии, скручиваясь в человеческое лицо, в глаза, подчёркивают гротесковую, становящуюся нарочитой беспредельность личности…
Говорят, стиль — это человек. По аналогии, художник — это его приём. Рисующая нить, начертанная линия то выпрямляется, то закручиваются по миру, не зная ни конца, ни предела…
Вера Калмыкова