Такой разноплановый поиск. Арсений Крайнюков, Иван Лунин

Вот вопрос: позавидовать или посочувствовать современному выпускнику художественного вуза? С одной стороны, сегодняшнее преподавание уже больше не ограничивается изучением наследия передвижников и разного прочего сугубого реализма. С другой — надо понимать, что за годы учёбы осваивается ВСЯ история искусства. От первобытной наскальной графики до последнего -изма. И вот после того, как на голову учащемуся пять, шесть, семь, а то и больше лет вываливали массив мировой художественной культуры, — изволь, ищи свой язык, свою пластику, свои темы, свои индивидуальные образы!..

Конечно, этот вопрос не может быть решен в неполные тридцать лет. Неясно, решится ли он и позже. Однако здесь, как говорится, главное не победа, а участие. Искать, преодолевая себя, отчаиваясь и возвращаясь на уютные, хоженые-езженые, гладкие-накатанные колеи, и вновь с них сворачивать, — это, увы, не выбор. Это судьба.

Арсений Крайнюков, студент МГАХИ им. В. И. Сурикова (отделение графики), — представитель, как кажется, чисто русской школы XX века. Балансируя между манерами, близкими Дмитрию Жилинскому и Ивану Лубенникову, он работает с плоскостными композициями и локальным цветом, добиваясь порой очень красивой игры цветовых пятен («Стадо»). Для Арсения источник вдохновения — русская деревня, провинциальный городок, где время медленнее, за счет чего появляется возможность разглядывать мелкие детали; интересно, что локальный цвет у Крайнюкова — способ визуализировать процесс и результат разглядывания. Ему удобно в фигуративной живописи, для него она естественно сочетается с декоративным началом, за счет чего работы перекликаются и с лубком.

Иначе обстоит дело с творчеством скульптора Ивана Лунина, выпускника МГАХИ им. Сурикова. Он пробует себя и в жизнеподобных, и в абстрактных формах. Опять-таки кажется, что, обращаясь не столько к «формам самой жизни», сколько к их пластическим откликам, мотивам, вариантам, он добивается большего, чем когда он буквален. Такова серия «Растительный мир», где пластически переосмысленные почти до абстракций физалис, горошек, семя клёна становятся метафорами рождения, жизни и смерти. Тот же самый эффект возникает и в серии «Мир камня»: природные формы, если так можно выразиться, де-детализируются, и очищенная от подробностей структура воплощается в скульптуре. Вопросы буквальные Лунин, впрочем, также решает интересно, комбинируя, например, бронзу с деревом или пользуясь приёмами инсталляции.

Сам Лунин признаётся, что работает в разных манерах, и результаты сочетаются с трудом. Что и позволяет вернуться к исходному посылу: итак, позавидовать или посочувствовать современному выпускнику художественного вуза?..

Вера Калмыкова



Подробности

  • Начало: 16 июля 2015 г. в 19:00

Поделиться событием