«Произведение искусства важно не само по себе, а лишь как выражение личности творца», – эта фраза С. П. Дягилева стала программной для «мирискусников». В ней выразились и неприятие идей передвижников, и отказ от строгого академизма, и новое восприятие роли художника. Если его фантазии под силу возродить красоту средневековой культуры, оживить древность русской иконописи или заметить в дворцовом изяществе Петербурга отголоски давно минувших времён, то художник одинаково легко может перенести эти чудеса на страницы бумажного журнала или на фасад каменного здания. Превратить его орнамент в поэму или удивлять прохожих массивностью форм – решать лишь ему. Иного столь же строгого правила в мире искусства нет и быть не может. О судьбе художественного объединения «Мир искусства» и той роли, какую оно сыграло в судьбе северного модерна, расскажет Елена Грязнова.