Выставка работ мастера книжной и журнальной иллюстрации, знаменитого графика и художника Владимира Васильевича Лебедева. На ней будут представлены именно те произведения, которые лучше всего сохранили самый дух революционных и военных лет при всей его переменчивости: рисунки за 1916-1917 годы, иллюстрации к стихотворениям Самуила Яковлевича Маршака из цикла «Мы военные» за 1938 год, а также рисунки из серии «Обнажённые».
Прославившись как карикатурист в журналах «Сатирикон» и «Новый Сатирикон» в 1917-1918 годах, В. В. Лебедев с 1918 по 1967 год работал книжным графиком. Первые книги с его рисунками вышли в издательстве «Радуга», затем он создал серию «Петроградских окон РОСТА» и вместе с тем – новый стиль агитационного плаката. Но современникам и последователям В. В. Лебедев лучше всего запомнился как художник, который объединил в оформлении детской книги традиции простонародного лубка, авангарда в духе К. С. Малевича и «живописного реализма». Наиболее известны работы В. В. Лебедева, выполненные в сотрудничестве с С. Я. Маршаком. Иллюстрации к произведениям поэта живут по тем же законам, что и стихи: они лишены статики, стихи и иллюстрации «рифмуются» друг с другом.
Художник угадал специфику детского мышления и так точно отразил её в своих рисунках, что со словами С. Я. Маршака о его творчестве поспорить просто невозможно: «В. В. Лебедев никогда не был ни иллюстратором, ни украшателем книг. Наряду с литератором – поэтом или прозаиком – он может с полным правом и основанием считаться их автором: столько своеобразия, тонкой наблюдательности и уверенного мастерства вносит он в каждую книгу».
Говорят, что случайностей нет, есть наша неспособность видеть закономерность. Наверное, это так. Ну, кто мог знать 15 лет назад, что мы будем делать выставки, вообще, и выставку Лебедева, в частности. Однако, что-то подтолкнуло нас записывать рассказы Валерия Георгиевича Траугота, который Лебедева хорошо знал, дружил с ним и, как нам кажется, считал себя его учеником не только в искусстве. Валера был замечательным рассказчиком, а Владимир Васильевич был одним из его любимых персонажей.
История первая: Почему Лебедев ушел в иллюстрацию детской книги? А что ему оставалось делать? Он в 17-ом году опубликовал в Сатириконе рисунок, на котором матрос с маузером и в пулеметных лентах стоял на горе трупов. А подпись была - Пролетарии всех стран, присоединяйтесь! Места всем хватит! Рисунок ему не забыли, а главное, что он сам всегда о нем помнил.
История вторая: Он даже женился на дочери Сергея Лазо, которого японцы сожгли в паровозной топке. Она была младше лет на 25 и он держал ее в трепете. Спорила она только по одному поводу - хотела повесить в квартире портрет отца, а Владимир Васильевич запрещал, потому что Советскую Власть сильно не любил. Вот она этот портрет вешала, а он снимал и куда-нибудь прятал, она находила и опять вешала... Конечно, когда Лебедев умер, портрет повесили на видном месте.
История третья: Знаете, что такое требовательность художника к себе? Владимир Васильевич считал, что руку и глаз нужно постоянно упражнять, поэтому постоянно писал свои знаменитые ню с натуры. За сеанс он, в среднем, делал 10 рисунков. Потом садился и внимательно их рассматривал, отбирал пять и тут же рвал, не обращая никакого внимания на протесты окружающих. Возвращался к оставшимся, отбирал еще два и тоже рвал. Из последних трех выбирал один, который клал к готовым работам, а два убирал в папочку, которую хранил на антресолях. Это был, по его понятиям, второй сорт. И так во всем. Поэтому мы так редко видим у Лебедева слабые работы.
История четвертая: У Лебедева в мастерской всегда лежала целая груда, которые он расписывал и потом раздаривал. Все остальное он писал только с натуры.
История пятая: У Лебедева была огромная библиотека, которую он постоянно пополнял. И всегда помнил где и что у него стоит. Однажды он решил показать мне какую-то очень редкую японскую книжку о джиу-джитсу с прекрасными иллюстрациями. Когда ее не оказалось на месте он сразу заподозрил, что Ада Сергеевна отнесла ее букинисту, потому что жили они очень бедно.
А еще были истории о палитре Лебедева, о том как Лебедев, Шостакович и Зощенко ходили на футбол, как он жил в одной коммуналке с Суетиным и Лепорской. Благодаря рассказам Траугота у нас сложился образ живого человека, и когда предоставилась такая возможность, захотелось поделиться со всеми хотя бы какой-то частью живущего в нас теплого чувства к художнику, который жил в трудное время, принимал существующие обстоятельства и правила, но всегда оставался самим собой.
Нина и Вадим Гинзбург Москва, 12 сентября 2013 г.
Выставка работает до 24 сентября 2013 г.