Стиль модерн, сформировавшийся в последнем двадцатилетии ХIХ века, к началу Первой мировой войны прошел через несколько этапов. В нем была яркая, декоративно-избыточная стадия рубежа веков, которую мы знаем как искусство «Бель эпок» («Прекрасная эпоха»). Затем был переходный период, в котором избыточность и прихотливость уступила место более рациональному и линейному направлению, обогатив стиль элементами неоклассицизма и авангарда первого десятилетия ХХ века. В это время живописное начало еще превалировало над линейным.
После потрясений Первой мировой войны декоративная избыточность стремительно уступает место четкому линеарному и геометрическому началу, появившемуся как результат поисков новых источников искусства: это время демократизации и отказа от элитарности предыдущих эпох.
К середине 20-х годов ХХ века декоративное начало возвращается в искусство европейских стран в виде стиля ар-деко: он был триумфально представлен на Международной выставке декоративных искусств в Париже в 1925 году.
В 30-е годы ар-деко становится респектабельным искусством состоятельного класса и завоевывает Америку своими новыми возможностями.
В течение всего ХХ века декоративные стили неоднократное возвращаются. Интерес к декоративности не угасает и в ХХI веке: современные стили постоянно переосмысляют элементы ар-нуво и ар-деко.
О том, почему происходит это «вечное возвращение», расскажет искусствовед, член Союза художников России Елена Грязнова. Лекции будут сопровождаться показом из уникального архива лектора: больше 500 фото и цветных слайдов.
29 октября: «Трансатлантические лайнеры». 12 ноября: «Американское ар-деко». 17 декабря: «Советское ар-деко».
Записи лекций вестись не будут. Количество мест ограничено.
Иллюстрация: Эскиз интерьера Карла Бергстена. 1928.
Билет на одну лекцию без абонемента (разовое посещение) — 500 рублей. Купить билет: https://openklub.timepad.ru/event/2988734/