Лев Жегин. Без пафоса

29 августа 10 сентября
Изображение позиции: Лев Жегин. Без пафоса

В Советском Союзе искусство, как и многие другие сферы жизни, находилось под контролем государства, причём регламентировались не только выбор сюжета, жанра и художественного языка произведения, но и способ продвижения художника по карьерной лестнице. Начинался такой путь с профильного художественного образования, вступления в Союз художников — после чего молодому мастеру выделялась мастерская, предполагалось его участие в выставках различного масштаба (республиканские, всесоюзные и т. п.), государство размещало заказы на его работы, а самым именитым присуждались государственные премии и ордена. Пафос и престиж как стратегию продвижения на художественный олимп выбирали многие, что вполне понятно, ведь такой путь позволял создавать комфортные условия жизни и удовлетворять свои амбиции. Успешность таких «конъюнктурных» мастеров при этом далеко не всегда была гарантирована исключительностью их дарования — решающую роль на пути к вершинам славы часто играло умение встроиться в систему и подстроиться под неё.

Однако не все художники были готовы подстраиваться, не всех привлекало государственное признание и проистекающие из него материальные блага. Некоторые состояли в открытой оппозиции к системе, другие же предпочитали оставаться вне идеологической игры и проводили свою жизнь в служении Искусству ради него самого — работали в стол. Одним из таких идеологов «тихого искусства» был Лев Фёдорович Жегин (1892—1969) — график, живописец, сын выдающегося архитектора Фёдора Шехтеля. Жегин был дружен с Владимиром Маяковским и Василием Чекрыгиным, вместе с последним стоял у истоков творческого объединения «Маковец». С 1930-х годов Жегин отошёл от активного участия в выставочной деятельности и зарабатывал преимущественно иллюстрацией, работал над интерьерами общественных сооружений и занимался разработкой проблем теории искусства.

На выставке в «Открытом клубе» будет показана графика Льва Фёдоровича, созданная им в период с 1909 по 1960-е годы, то есть на протяжении всей творческой жизни мастера. Кроме того, практически все представленные работы либо являются эскизами для утраченных или неосуществленных проектов, либо имеют аналоги в музейных собраниях. Таким образом, выставка в «Открытом клубе» может представлять двойной интерес: зрителю приоткрываются особенности работы Жегина над воплощением своего замысла, а большой хронологический охват работ позволяет в полной мере проследить его творческую эволюцию. В экспозицию вошли работы из трёх собраний: Нины и Вадима Гинзбург, Георгия Затикяна, Василия Иванова и Веры Калмыковой.