В истории российской мультипликации советский период занимает важное место: крупные студии именно этого периода, такие как «Союзмультфильм» и «Экран», не только непрерывно развивали техническую сторону процесса, но и постепенно формировали аутентичный круг отечественных сюжетов и стилистических приёмов.
Николай Иванович Кошкин — один из ярких представителей профессионалов советского и современного периодов. С 1974 по 2001 год Николай Кошкин работал мультипликатором и художником-постановщиком на киностудии «Союзмультфильм», сотрудничал со студиями «Киевнаучфильм», «Мульттелефильм», «Ренешанс» и другими.
В течение практически десяти лет Николай Кошкин работал с режиссёром Владимиром Тарасовым. В совместных проектах они развивали научно-фантастическую тематику — привлекательную не только своей новизной и сюжетами, но и гораздо большей свободой творчества.
«В те времена, когда я начинал снимать мультфильмы, фантастика была отдушиной в нашем творчестве — можно было делать то, что не проходило в других жанрах и направлениях, работать смелее, придумывать какие-то неожиданные ситуации, брать цитаты из других фильмов. Однажды один из моих художников — Николай Кошкин — буквально процитировал кадры из „Жёлтой подводной лодки“ Джорджа Данинга. А тогда касаться всего, что было связано с The Beatles, было проблематично везде, кроме фантастики…» Отрывок из интервью В. Тарасова А. Щербак-Жукову для журнала «Если»
Абсолютно все работы Николая Ивановича Кошкина поражают уровнем детализации, точностью и проработанностью графики. Фантастические сюжеты не имеют границ в изобретательности фантазии автора: перетекающие один в другой предметы, явления и персонажи отсылают к искусству сюрреализма, к ощущению сна наяву. Цветные или чёрно-белые, линейные или объёмно-пространственные, с локальными заливками цвета или «набранные» цветными точками — все сюжеты являются замкнутыми, законченными и самодостаточными вселенными.
На выставке «Разное, цветное, космическое и нет. Николай Кошкин (1947—2017)» будут представлены оригиналы эскизов к мультфильмам, художественному фильму «Маяковский смеётся», иллюстрации к журналам «Семья и школа», «Знание — сила» и другим изданиям.