Просто про папу «Моряк, грузчик, цирковой наездник, пограничник, журналист, неутомимый искатель приключений и, наконец, автор многих превосходных рассказов...» Эти строки об Олеге Орлове написаны в начале сборника его стихов для взрослых. Однако большую часть жизни и творчества Орлов посвятил детям. Олег Орлов родился 11 августа 1932 года в деревне Кречевицы Новгородской области. Там находился аэродром совместного базирования, где служил мой дедушка — красавец, лётчик тяжёлой авиации Пётр Иванович Орлов. Во время войны дед находился на Северном фронте. Его военные награды и офицерский кортик до сих пор хранятся в нашей семье, а кожаная лётная куртка всеми нами по очереди с удовольствием носилась и в конце концов затерялась. Как и все семьи военных, Орловы часто переезжали. Отец запомнил, как однажды лётчики нашли в лесу медвежонка-сироту, притащили его в гарнизон, вы́ходили и выдрессировали. Когда началась война, Олега отправили поездом в эвакуацию, но состав разбомбили ещё в начале пути, и он пешком вернулся в Кречевицы. Позже удалось выехать туда, где не велись бои. Еды было в обрез: только грибы, собранные в лесу и засоленные, и положенный на день паёк — хлеб с кусочком сахара. От голода спасал офицерский паёк деда, который тот старался пересылать бабушке Тамаре Евгеньевне. Папа рассказывал, что больше всего боялись не голода, бомбёжек и обстрелов, а прихода почтальона: ничего, кроме вестей о гибели родных, тогда не приносили. Отец рассказывал, что в военное и послевоенное время не хватало учителей, поэтому взрослые делились с детьми тем, что знали сами. Учителем немецкого был лётчик, потерявший на войне зрение. Он приходил в класс и разговаривал по-немецки. А математика долго не могли найти, и вместо уроков комиссованный по ранению военный читал вслух Конан Дойля. Может, тогда и зародилась у отца любовь к литературе и языкам?.. Потом, юношей, папа служил в пограничных войсках на Кавказе, там полюбил горы, верховую езду, научился правильно дрессировать служебных собак. Самостоятельно освоил английский язык, поскольку думал поступать на восточное отделение филфака в МГУ. Там и учился, пока факультет не закрыли из-за советско-китайского конфликта. Пришлось перейти на западноевропейское отделение. Темой диплома отец выбрал биографию фантаста А. Р. Беляева, о котором раздобыл массу неизвестных ранее сведений, познакомился с его вдовой Маргаритой и взял у неё интервью. Получилось научное исследование, которое до сих пор публикуют как предисловие или послесловие к книгам Беляева. Какое-то время Олег Орлов работал учителем литературы и русского языка в школе. После женитьбы и рождения сына пошёл грузчиком на металлический завод. Таскал листы металла с помощью резиновой присоски; она сохранилась в семье. Одновременно внештатно сотрудничал с издательствами — печатался в «Костре», «Искорке», «Пионере». Папа был очень работоспособный, энергичный, общительный, любознательный и весёлый человек, прекрасный рассказчик, умел расположить к себе людей. Любил подшучивать над коллегами и друзьями, принимать гостей, заводить знакомства. Впрочем, многие его друзья были такими же. Главный художник «Костра» Михаил Самуилович Беломлинский, например, тоже был шутником: в книжных и журнальных иллюстрациях изображал своих родственников и знакомых, даже знаменитых, в виде персонажей произведений. К Беломлинским мы часто ходили в гости. У них была большая собака и попугай, который верхом на ней ездил. А вот предательства и подлости отец в людях не выносил. Даже повальную сдачу партбилетов во время перестройки не понял и воспринял как предательство. Партбилет сохранил, считая, что изменять своим принципам — всё равно что лишиться чести. В апреле 1970 года Олег Орлов был принят в штат журнала «Костёр» на должность старшего литературного сотрудника. Оклад был меньше заводского, но его жена, Любовь Николаевна, хотя и ждала второго ребёнка (меня), поддержала решение мужа полностью посвятить себя литературе и журналистике. За это папа был всю жизнь ей благодарен и тепло вспоминал: «Любушка сказала: бумага легче, чем металл, конечно, иди». В 1988 году отец стал завотделом прозы «Костра». Коллектив сумел сделать «Костёр» ярким, необычным, интереснейшим. В это время тираж взлетел в четыре раза. Главным редактором в то время был писатель Святослав Владимирович Сахарнов. Привлекались лучшие прозаики, поэты и художники, наряду с мэтрами — много молодых талантов. Хорошо помню отца, постоянно читающего, правящего и пишущего рецензии и отзывы на присланные произведения. Он много встречался с интересными людьми, интервьюировал их: например, Юрия Сенкевича, ведущего телепередачи «Вокруг света», который потом пригласил их с Сахарновым в свою передачу. Так у папы появился подаренный Сенкевичем кусочек легендарной папирусной лодки «Ра» с дарственной надписью путешественника. Однажды на юге, в Новороссийске, он потащил нас всех на встречу с героем Малой Земли, легендарным матросом Владимиром Кайдой. Отец был из тех, кто не может сидеть на месте, ничего не делая. Обожал всё связанное с «Костром», начиная с основной работы — заметок, рецензий, очерков, интервью, ответов на письма — и заканчивая сбором рисунков и материалов. Как редактор вёл разделы «Уголок весёлого архивариуса», «Морская газета», «Весёлый звонок», «Клуб Паганеля»; в журнале «Искорка» — «Наши крылья». Ему одинаково важно было организовать для детей встречу с известной личностью и ответить на присланные в «Костёр» письма с вопросами. И, конечно, найти и открыть новых талантливых авторов для «Костра». Со многими завязывалась прекрасная дружба на многие годы: это были Николай Фёдоров, Виталий Танасейчук, Виктор Гальченко, Зоя Пирогова, Виктория Вартан. Папа много работал не только в редакции, но и дома. Мы с мамой и братом засыпали под стук его печатной машинки. Часто мама помогала ему отвечать на письма, присланные детьми в «Костёр» из разных концов страны, править гранки для следующего номера журнала, заклеивать конверты и т. д. Отдыхать мы ездили большой компанией. Очень хорошо помню Кабардинку, куда собирались на отдых три семьи — мы, Сахарновы и Танасейчуки. Вместе ходили в горы, варили абрикосовое и вишнёвое варенье. Когда я подросла, отец научил меня печатать на машинке, и я немного помогала ему с рукописями, правками, позже рисовала игры. Если отец брал меня в другой город со словами «поехали путешествовать», мы только и делали, что ходили по важным делам — то в музеи, то в гости, то в другие редакции. Иногда само собой получалось смешно. Однажды в Москве пошли гулять, было жарко, очень устали, куда-то не попали, настроение не очень. Увидели автомат с газировкой (такой, где гранёный стакан под краник подставлять надо было). Папа сразу опустил монетку, не приготовив стакан, думая, что надо ещё кнопку нажать. И вдруг напиток полился из краника, а стакана-то и нет! Отец в спешке подставил ладони. Очень смешная сцена была, на целый день настроение улучшилось, смеялись до вечера. Папа был романтиком, любил животных и путешествия пешком и под парусом. У нас была немецкая овчарка Джерри, она возила нас с братом зимой на санках, а однажды спасла маму от хулиганов. Потом жил большой рыжий кот Трифон, а за ним пудель Арчибальд (он изображён художником Борисом Цыганковым в комиксе о капитане Мухине). Отец любил поэзию Пушкина, военную и всеобщую историю, знал наизусть «Евгения Онегина»... Дома было много книг — от детективов до энциклопедий. Во время работы над своими произведениями отец перечитывал огромное количество источников, а чтобы отыскать интересные факты, заказывал редкие издания, писал прозу так, чтобы увлекательный сюжет был исторически достоверным. Обожал юмор, комиксы, собирал и вклеивал в альбом вырезки с карикатурами иностранных и советских художников. И, конечно, очень любил детей и детское творчество, возился и с нами, и с ребятами, приходившими в редакцию на встречи вроде «Урока смеха» или к нам в гости, много времени уделял юнкорам журнала. Сколько себя помню ребёнком, мы вечно куда-то ходили: в театр, кино, гости, на прогулки, зимой сооружали крепости, а летом — вигвамы. Однажды на юге в горах мы попали под дождь, промокли, устали. Чтобы подбодрить маму и нас, папа начал махать сушившимися на палке вещами и устроил игру в старьёвщиков. Однажды я попала в инфекционную больницу, куда никого не пускали. Тогда отец выпросил у соседки-доктора халат и шапочку и под видом профессора медицины из Москвы ходил меня навещать. Когда учил меня и брата кататься на велосипеде, устроил игру в Дон Кихота и Санчо Пансу. Откопал где-то правила старинной пиратской игры в кораблики, смастерил из старого стола карту, из пенопласта вырезал острова, а из дерева — два комплекта миниатюрных корабликов и вертушку-компас. Эту игру он описал потом в книге для детей «Игра в кораблики и солдатики». Её проиллюстрировал близкий друг отца, художник Рюрик Борисович Попов, с которым они каждые выходной дулись в «Кораблики». Кстати сказать, Рюрик серьёзно увлекался изготовлением и росписью оловянных солдатиков, поэтому поход к нему в гости был отдельным эстетическим удовольствием: открывались волшебные коробочки с гусарами, драгунами, средневековыми рыцарями, боевыми слонами, мирными жителями, деревьями и деревянными домиками. Насколько я знаю, его работы есть даже в Эрмитаже и в коллекциях по всему миру. В 1992 отец ушёл из «Костра», занялся собственной издательской деятельностью, организовав частное издательство «Сверчок», и продолжал выпускать комиксы, игры, организовывать встречи с детьми в школах Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Записал на плёнку несколько интервью с ветеранами войны — лётчиками, моряками, учёными. А в последние годы жизни много времени проводил на Волхове, на даче, возился с внуками, читал, путешествовал на лодке. За год до его смерти они с мамой отметили золотую свадьбу — 50 лет совместной жизни. Екатерина Завадская (урожд. Орлова) Три вопроса автору книги «Полководец» Олегу Орлову от издательства «Лицей» (ООО «АПИС») — Олег Петрович, вы написали много книг для детей, в том числе о Миклухо-Маклае, Витусе Беринге, лётчике Нестерове, адмирале Макарове, полководце Суворове... Почему они стали героями Ваших книг? — В жизни этих людей было множество приключений — на войне или в мирных путешествиях. А я люблю приключения. Поэтому и писать о таких героях мне очень по душе. Есть и ещё один герой моих книг — находчивый и неунывающий матрос Кошкин. Его я придумал. Хотя многие приключения, которые произошли с матросом Кошкиным, произошли... со мной. О Кошкине я написал целых три книги: «Приключения Кошкина», «Новые приключения Кошкина» и «Кошкин на необитаемом острове». Мальчишки называют эти книги — «Три тома про матроса Кошкина»! Сплошные приключения... Полюбился ребятам и ещё один герой моих книг — капитан милиции Мухин. Этот герой — не выдуманный, он живёт и работает в Санкт-Петербурге. А уж приключений у нашей милиции, сами понимаете, хватает... — А пуделя Арчибальда в приключениях капитана Мухина Вы придумали? — Нет. Этот маленький чёрный пудель живёт у меня, так что художник Борис Цыганков рисовал Арчибальда с натуры... — Вопрос, который всегда задают писателям: над чем работаете? — Пишу продолжение «Полководца». Но это — уже время Кутузова и Наполеона. Много-много приключений. Судите сами: название книги — «Контрабандисты»... К сожалению, Олег Орлов не успел дописать «Контрабандистов»... остались только предварительные заметки, черновые рукописи, материалы из книг о том времени и прочие материалы, собранные в одном месте. Они обнаружились уже после его смерти, когда дочь разбирала бумаги отца. Почерк в этих рукописях уже мелкий, отрывистый... Орлов прекрасно понимал, что слабеет и скоро уйдёт, но тем не менее не прекращал работать, сохраняя преданность своему делу и неуёмную жажду жизни...
Интересные факты Сейчас наиболее известным произведением Олега Орлова считается «Матрос Кошкин». Добиться его издания было очень тяжело: в СССР комиксы считались пережитком капитализма. Но альбомы для раскрашивания хорошо проходили цензуру, поэтому удалось продавить только такой альбом, правда, с выходными данными. Сейчас Олег Орлов и Борис Цыганков признаны первыми комиксистами в СССР. Их имена вместе с Кошкиным постоянно звучат на фестивалях комиксов и косплея. Краткая биография Олега Орлова 1932, 10 августа — родился в деревне Кречевицы Новгородской области. 1957—1963 — учился в МГУ, окончил по специальности «русский язык и литература». 1964 — работал учителем русского языка и литературы. Около этого времени окончательно поселился в Ленинграде. С 1966 — внештатный сотрудник журнала «Костёр», активно сотрудничал и с другими изданиями. 1970 — принят в штат журнала «Костёр». 1988 — принят в редколлегию «Костра» завотделом прозы. Конец 1992 — уход из «Костра». С 1992 — работа в издательстве «Сверчок». 2008—2013 — повести «Маклай» и «Суворов» переиздаются в издательстве «ТриМаг». 2019, 30 августа — ушёл из жизни. Похоронен на кладбище Памяти жертв девятого января в Санкт-Петербурге. Основные издания Стихи. Тбилиси: Типография № 4, 1962. Отец и сын с «Безупречного»: рассказы. М.: Детская литература, 1976. Нарисовал Ю. Ракутин. Штурман с «Альбатроса»: рассказы. М.: Детская литература, 1979. Нарисовал М. Лисогорский. Цемесская бухта: повесть и рассказы. М.: Детская литература, 1981. Нарисовал Е. Суматохин. Приключения матроса Кошкина на шхуне «Удача»: альбом для раскрашивания. Л.: Художник РСФСР, 1986. Нарисовал Б. Цыганков. Новые Приключения матроса Кошкина на шхуне «Удача»: альбом для раскрашивания. Л.: Художник РСФСР, 1986. Нарисовал Б. Цыганков. Необитаемый остров и другие приключения матроса Кошкина на шхуне «Удача»: альбом для раскрашивания. Л.: Художник РСФСР, 1986. Нарисовал Б. Цыганков. К неведомым берегам: Рассказ о Камчат. экспедициях, предпринятых рус. мореплавателями в XVIII в. под рук. В. Беринга. М.: Малыш, 1987. Нарисовал Л. Юдин. Глобус адмирала: очерки и рассказы о подвигах моряков во время гражданской и Великой Отечественной войны. М.: Детская литература, 1988. Нарисовал В. Скрылев. Кораблики и солдатики: две игры. Л.: Детская литература: Ленингр. отд., 1989. Нарисовал Р. Попов. Как Суворов перешёл через Альпы: рассказ. Москва: Детская литература, 1983. Нарисовал Р. Попов. Возвращайся к нам, Маклай!: рассказ. М: Детская литература, 1990. Нарисовал В. Иванюк. Полководец: повесть о Суворове. СПб.: Лицей, 1995. Нарисовал В. Шевченко. В 1990-е годы в ИЧП «Сверчок» вышли игры и комиксы: «Морские шашки», «Делай сам № 1. Модели кораблей», «Делай сам № 2. Часы простые и вечные», «В поисках Аркенстона», «Путешествие к озеру Чад», «Открой Америку», «Мы казачьего рода», «Приключения барона Мюнхгаузена», «Альпийский поход Суворова», «Капитан Мухин на шёлковом пути». По рассказам О. П. Орлова сняты диафильмы: «Как Суворов перешёл через Альпы», «К неведомым берегам», «Лётчик Нестеров», «Сундучок Беринга». Радиопередачи: «Вместе с нами по морям» (цикл из 12 частей; выходил также в записи на грампластинках, 1968—1971, в соавторстве с С. В. Сахарновым). «Морские вести» (цикл; 1972—1979, в соавторстве с С. В. Сахарновым).