Наука побеждать! Александр Аземша (1950—2014)

Наука побеждать! Александр Аземша (1950—2014)

Программа выставок «Открытого клуба», посвящённая советской и российской иллюстрации, не могла обойтись без работ Александра Аземши. Российский художник и иллюстратор с 1977 года оформил более ста книг, многие из которых получили признание на общемировом уровне, а с 1967 года постоянно участвовал во всесоюзных, российских и международных выставках. Помимо иллюстрации, Аземша занимался станковой и книжной графикой, росписью по дереву и метлахской плитке.

Книги, которые мы покажем в рамках экспозиции, — это издания для детей: русские народные сказки, сочинения Самуила Маршака, Владимира Маяковского, «Щелкунчик» и другие. Иллюстрации Аземши, будь то кашалот в морской пучине или теремной дворец со стройными башенками, вокруг которых вьются волшебные птицы, блестяще выполнены стилистически и виртуозны по технике. По словам Андрея Харшака, друга художника, Александр Аземша с большим вниманием и бережностью относился к литературному материалу и всегда вплетал в свои иллюстрации линии вариаций на три любимых им сюжета: Петербург XVIII века, лесная чаща и русская провинция.

В произведения Аземши интересно всматриваться — в них много остроумия и ничем не ограниченного воображения. Стиль художника легко узнаваем: акварель по мокрой бумаге, расплываясь, создаёт композиционное построение листа (тот же приём использовал Май Митурич), а потом линия и пятно, зачастую тёмного тона, участвуют в завершении пространственного решения.



Приручение мира

Детская книга — окно в мир: вроде бы общеизвестная истина, а нынче повторять её нужно, когда только возможно. Для ребёнка любой прямоугольник с изображением — окно. Надо бы нам почаще вспоминать об этом.
Детская иллюстрация сильнее и серьёзнее, чем какой-нибудь ярко горящий Дали во взрослом состоянии, воздействует на подсознание. Что увидит маленький читатель, даже, по неумению, ещё не читатель, а в-руках-держатель? Какую картину мира, во всех значениях, покажет ему и навсегда сформирует в нём художник?..
…«Маленький Мук» В. Гауфа невероятно сильно воздействовал на меня лет в семь-восемь: перечитывать его хотелось не столько из-за самой истории, сколько из-за накатывавшего сладчайшего ужаса. Нагнетание волшебного ощущалось провалом куда-то за грань физического восприятия. «Маленький Мук» — одна из книг, благодаря которым я привыкла знать, что такая область есть, что она реальна и… действенна.
Разумеется, похожее ощущали и другие читатели, Гауф и работал с ужасным и с человеческой потребностью в нём. Вопрос, нужно ли художнику-иллюстратору форсировать такое переживание средствами своего искусства? Или оставить тексту текстово, а за собой закрепить иные палестины?
Александр Николаевич Аземша (1950–2014) пошёл по второму пути. Интенция его «Маленького Мука» в чём-то противоположна романтизму: то, что у Гауфа пугающе-таинственно, у Аземши забавно. Ребёнок, взглянув на картинки, начинает смеяться. Чтение и рассматривание. Ужас и смех рядом. Ничто не доминирует, ничто не исключается. Искусство предлагает разные реакции: в отдельный момент в мире сосуществуют, накладываясь и переплетаясь, разные эмоции…
Едва ли не самое главное для Аземши — приручение мира. Во многих его книгах повторяется один и тот же приём: художник даёт композицию, вроде связанную с сюжетом, но событийно как будто и не обязательную. Структурный принцип — круговое движение. Это может быть порыв ветра, или изгиб колосьев, или разворот тела (крокодила), или абрис волны. Такой принцип гармонизирует восприятие и уродняет для ребёнка природную стихию, будь то воздух, земля, вода или солнечный свет. У Аземши это не декоративный приём, скорее визуальная гносеологическая схема для самых маленьких.
В других случаях художник избирал вертикаль с движением вверх или нетипичную диагональ, идущую не слева направо, как естественно для европейского читателя, а справа налево. Чётко выделенный (даже и не заполненный изображением, но тогда определённо пустой!) центр во всех случаях концентрирует восприятие, побуждает его организоваться, прежде чем развернуться и начать считывать детали.
Родная, эмоционально постигаемая, не разрушающая пределов индивидуального сознания стихия. Человеку важно понимать мир как близкое, пусть сложное (а природный мир у Аземши очень богат), но не враждебное.
Путь, предложенный Александром Аземшей, помогает сформировать картину мира, в которой многообразие не подразумевает войны.
Здесь Гераклит может пойти в отпуск.
Вера Калмыкова



Подробности

  • Открытие: 25 февраля 2021 г. в 16:00
  • Дни работы: 26 февраля — 9 марта 2021 г.
  • Выходной: Cреда

Поделиться событием