Дождь на полустанке. Мария Шалито

В «Открытом клубе» начинает работу персональная выставка Марии Шалито «Дождь на полустанке». Мария Шалито окончила Московский архитектурный институт, но почти сразу стала заниматься живописью и графикой. Впервые будет представлена новая серия работ художницы. Три года назад Мария вышла из замкнутого мира мастерской, где она создавала большие произведения, посвящённые миру вещей, их тайному смыслу.
Первые работы нового цикла были созданы на небольших листах, буквально на подоконнике. Исход из мастерской стал выходом к внешнему миру, к свободе. Люди, дома, деревья, улицы, погружённые в сумрак, незнакомые полустанки, струи дождя, «белые шарики в темноте», мир вокруг — сюжеты картин Шалито бесхитростны и внешне просты. Но каждая небольшая работа — это глоток свежего воздуха. Пространство у Шалито — это попытка разомкнуть что-то сужающее наш взгляд, что-то, стесняющее наши лёгкие. Как говорит сама художница: « Я хочу оказаться там, где много-много воздуха и света».




Среда ожидания

…Название выставки — «Дождь на полустанке» — указывает, в каком направлении думать. Воображение услужливо подсовывает мысленный образ, детское-недетское воспоминание: старое, дореволюционной постройки, здание вокзала где-нибудь в глубинке, с высокими и широкими арочными окнами. Пристанционный буфет. За окнами дождь. Поезда нет и неизвестно, когда он придёт: говорят, где-то там размыло пути. Можно, разминая ноги, походить от окна к окну и увидеть за мокрыми стёклами одну панораму, другую, третью — не такая уж она маленькая, эта станция в далёком провинциальном городке. Путь взгляда до того или иного предмета затруднён — его размазывает дождь, и очертаний не видишь чётко, лишь угадываешь предметы по спасительной инерции восприятия, однако всякий раз боясь ошибиться. За распяленным на стуле пиджаком подозревается выход в иное измерение. Никакой конкретики, всё обобщено, и тот, кто смотрит, сам себя опознаёт с трудом.
Долгое ожидание отменяет осуществление трагедии или счастья: поезда нет, и даже если у несостоявшегося пассажира кто-то умирает или рождается в пункте назначения, это совершенно неважно, ибо недостижимы то место и те конкретные люди с лицами, именами и судьбами, к которым он стремится. В его распоряжении виды из окон и забытые кем-то позавчерашние или прошлогодние газеты в пристанционном буфете. Пассажиры плавают в полусумраке, в молоке, в тумане, возможно, просто снясь друг другу, как немногие люди за окном: будто персонажи из забытых газет, они снятся всем вместе.
Можно отказаться от услуг воображения и понять «полустанок» метафизически: все мы движемся куда-то по оси единого большого времени, и то, что эгоистически-высокопарно именуем своей жизнью, на самом деле лишь небольшая остановка с недолгим и непрочным воплощением. От мига до мига. A realibus ad realiōra — от реального к реальнейшему. Оба члена пары связаны (или разграничены) дождём.
Мы ждём. Того, что реальнее реальности. Сна. Провинция, сон, время — ягоды одного семантического поля.
То, что показывает Мария Шалито на выставке «Дождь на полустанке», лучше всего определить как портрет состояния — при всей парадоксальности и рискованности такого называния. Не сон и не явь, не бодрствование и не путешествие лунатика, не действие и не статика, не внешнее и не внутреннее, не прошлое и не сейчас, но всё это вместе без границ, поскольку само граница: художнику удалось поймать момент выхода из физического мира. Шалито работает с временем, снимая его, как пену с молока, вынимая нас из его потока, а значит, из социальности, из суеты, из обыденности. В этом мире движения медленны, как мысли, а мысли образны.
Быть может, сейчас что-то произойдёт. Но лучше всё останется так, а мы станем себе сниться.


Вера Калмыкова



Подробности

  • Открытие: 11 июля 2019 г. в 19:00
  • Дни работы: 12 июля — 16 июля 2019 г.
  • Выходной: Cреда

Поделиться событием