Мастер книжной иллюстрации. Борис Дехтерёв (1908—1993)

Мастер книжной иллюстрации. Борис Дехтерёв (1908—1993)

В «Открытом клубе» начинает работу выставка «Мастер иллюстрации. Борис Дехтерёв (1908—1993)». Борис Александрович Дехтерёв — выдающийся советский художник, иллюстратор детской книги, автор театральных декораций. Ученик И.И. Машкова и А.А. Осьмёркина и закончил в 1930 году живописный факультет ВХУТЕИНа. На работы молодого графика обратил внимание Максим Горький, и Дехтерёв исполнил для издательства «Молодая гвардии» иллюстрации для нескольких произведений писателя.
В издательстве «Детская литература» Борис Александрович создал визуальный ряд к большому количеству сказок А.С. Пушкина и Г.Х. Андерсена. Многие из этих произведений представлены в рамках экспозиции в «Открытом клубе». После войны Дехтерёв вернулся в издательство «Детская литература» в качестве главного художника. Под его чутким руководством было издано множество книг, проиллюстрированных художниками самых разных направлений.
Художественная манера Бориса Александровича Дехтерёва близка классическим образцам. Его рисунки легко узнаются и запоминаются на всю жизнь. Сюжет сказки понятен на изобразительном уровне; маленькие дети, ещё не умеющие читать, с интересом рассматривают картинки, повествующие о принцах и принцессах, зверях и прочих обитателях сказок. Мастерство и воображение Дехтерёва расцвечивают этот удивительный мир акварелью, поражая нас, взрослых ценителей искусства, изяществом линий и красотой тональных переливов.




Выдающийся советский художник, живописец, график; один из самых известных российских иллюстраторов детской книги, автор театральных декораций, политических плакатов; автор статей и учебных пособий по искусству, профессор МГХИ им. Сурикова, Член Союза художников СССР, Член-корреспондент АХ СССР, Лауреат Сталинской премии второй степени (1947). Народный художник РСФСР (1966), Лауреат Государственной премии РСФСР им. Н. К. Крупской (1972).
Борис Александрович Дехтерёв родился в Калуге в 1908 г., вскоре семья переехала в Петербург. Отец его Александр Васильевич Дехтерёв был инженером. Старшая сестра Нина пошла на литературные курсы и потом стала педагогом и известным литературным переводчиком, младший брат Василий занимался музыкой и впоследствии стал известным композитором, а Борис с ранних лет увлёкся рисованием, поступил в студию Д. Н. Кардовского. Дмитрий Николаевич открыл её после окончания Гражданской войны, а в 1926 г. начал преподавание вo ВХУТЕМАСЕ. Студийцы пошли туда вслед за учителем. Его урокам Дехтерёв был обязан будущими своими способностями блестяще использовать законы композиции, остро воспринимать силуэт, применять некоторую театральность в цветовых решениях.
Позже Борис продолжил образование на живописном факультете ВХУТЕИНа у И. И. Машкова и А. А. Осьмеркина и окончил его в 1930 г.
Для молодого художника жизнь изменилась, когда среди работ других графиков его рисунки увидел вернувшийся из Италии в СССР писатель Максим Горький. Это были иллюстрации к его рассказам «Хозяин», «Двадцать шесть и одна» и «Мальва», сделанные в 1933 г. Горький не только оценил силу и значительность таланта молодого художника — деятельная помощь большого писателя помогла впоследствии проиллюстрировать в издательстве «Молодая гвардия» несколько произведений знаменитого литератора, в том числе «Детство» и «Мои университеты».
В 1935 г. молодой мастер стал помощником профессора Алексея Ильича Кравченко в Государственном музее изобразительных искусств. Изучение хранившейся там коллекции рисунков, акварелей, офортов, эстампов русского и западноевропейского наследия помогло росту общей художественной культуры Бориса Александровича.
Приглашение в издательство «Детская литература» стало судьбоносным для всей его последующей жизни. Художник проиллюстрировал большое количество известных сказок А.С. Пушкина — «Сказка о царе Салтане», «Сказка о Рыбаке и Рыбке», «Золотой петушок» «Сказка о попе и его работнике Балде», Шарля Перро — «Кот в сапогах», «Спящая красавица», «Красная шапочка», «Золушка», «Мальчик-с-пальчик», Г.-Х. Андерсена — «Дюймовочка».
Дехтерёв был одним из первых графиков, обратившихся к книгам о современной жизни. Он иллюстрировал «Цемент» Ф. В. Гладкова, «Как закалялась сталь» Н. А. Островского.
В военные годы Борис Дехтерёв, имевший врожденный порок сердца и будучи освобожденным от военной службы, занимался агитационным искусством, выполнил несколько плакатов. В это же время он проявил себя и как театральный художник. Его эскизы костюмов и декораций к постановке оперы брата — Василия Александровича Дехтерёва «Княжна Мэри» по повести Михаила Лермонтова расширили творческие границы мастера. Им также были сделаны эскизы декораций и костюмов к пьесе В. Гусева «Весна в Москве».
С 1945 г. Б. А. Дехтерёв стал главным художником в издательстве «Детская литература» и больше 30 лет проработал в этой должности. За годы его руководства в этом издательстве было издано множество прекрасных книг для детей разного возраста, проиллюстрированных художниками самых разных направлений.
С 1948 г. Дехтерёв стал заведовать кафедрой графики в художественном институте им. В. И. Сурикова (МГХИ). Можно сказать, «Школа Дехтерёва» сыграла свою роль в развитии книжной иллюстрации страны. Он всегда говорил студентам, что художнику необходимо стремиться к равновесию между свободой и дисциплиной. Учащиеся его мастерской вспоминают, какие он ставил сложные постановки, как он объяснял им особенности жанра иллюстрации, учил «уважению к линии», требовал исторической точности в деталях, а главное — приобщал к мировой культуре.
За годы творческой работы выдающийся иллюстратор оформил множество книг. Это русская, советская и зарубежная классика. Им были созданы рисунки к произведениям И. С. Тургенева, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Островского, А. С. Пушкина, А. Гайдара, М. Горького, Ф. В. Гладкова, У. Шекспира, сказкам Шарля Перро, и многим другим. С поразительной точностью и чутким отношением к прочитанному художник передавал в своих рисунках замысел автора.
Б. А. Дехтерёв отмечал: «Для изображения предметов художнику нужны такие средства как линия, определяющая границы формы предмета, пятно светлое или тёмное, передающее светотень, от которой форма и положение предметов становятся более конкретными, и, наконец, цвет, сообщающий предметам бОльшую жизненность. В великих произведениях изобразительного искусства мы видим органическое, естественное слияние всех этих сторон рассказа, изображения и узорной декоративной стороны».
Борис Александрович прожил насыщенную и долгую творческую жизнь, работал до последних дней.
Графические работы и плакаты Дехтерёва находятся во многих собраниях: в фондах Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина (ГМИИ), Государственной Третьяковской галерее, Музейного комплекса им. И. Я. Словцова, других музеях, а также в частных коллекциях.

Полина Александровна Арзамасцева, художник



Подробности

  • Открытие: 28 февраля 2019 г. в 16:00
  • Дни работы: 1 марта — 12 марта 2019 г.
  • Выходной: Cреда

Поделиться событием