Антиномия. Мария Иванова, Дмитрий Попов

Антиномия. Мария Иванова, Дмитрий Попов

Спонтанная антиномия?

Трудно сегодня даже представить, что современное изобразительное искусство может оспаривать некогда воздвигнутые «крепостные стены» насаждающихся антиномий, возникших, прежде всего, в связи с субъективной «ошибкой» художника-модерниста, положившего начало эстетическому эксперименту с политическим, социальным и многими другими высказываниями и раскрывшего на практике потенциал диалектического познания искусства. Немыслимая в череде иконографических канонов и смены «больших стилей», эта ошибка стала отныне неким правом на равнозначность противоречащих друг другу художественных позиций. Однако авангардистские программы освобождения от изобразительных паттернов оказались отнюдь не всеобъемлющими. На место нарративных, стилевых «сегрегаций» истории искусства пришла самоорганизующаяся подвижная система размещения и диалога производственных сил искусства. И действительно, границы актуальных художественных практик вряд ли возможно увязать с пресловутым стереотипом о «всеядности» современного искусства, на деле показывающего слаженную работу по созданию антиномий различного толка. От неформальных художественных сообществ к государственным «манифестам» культурной политики и институциональной солидарности, от социологического низвержения «установленной» независимости искусства к обоснованию материальности «новой эстетики» и от концептуализации выставки кураторским проектом к невоспроизводимой обстоятельности вещи искусства, мы раз за разом подступаем, но не задаемся вопросом о том, мыслима ли в сложившейся ситуации аутопоэтическая антиномия, формирующаяся вне коллективных усилий и замыслов?

Своеобразным и личным утвердительным ответом становится выставка «Антиномия» Марии Ивановой и Дмитрия Попова. На первый взгляд возникает некоторое недоумение, поскольку выставка объединяет незнакомых между собой художников к тому же работающих индивидуально в привычном формате станковой живописи, в отличие от художников, действующих в поле критического расширения ее эстетических границ, но все же угнетенных условиями многочисленных организационных согласований. Но именно это спонтанное определение экспозиционного пространства влечет за собой антиномию, наконец-то, вынесенную за скобки проектного мышления и поставленного информационного потока. Является ли подобное небольшое высвобождение заслугой Открытого клуба? – Разумеется! Важно здесь другое: художественная антиномия перестает быть продуктом выставочной практики и переносится из принятой парадигмы показа в эфемерную область изобразительной эстеики дополнения.

Перед нами художники-обозреватели, городские фланеры, лирики обстоятельств и пространственных типажей, предельно противоречивые и парадоксально гармоничные. Здесь графически заостренные и ментально индифферентные горожане Ивановой противопоставлены сновидческому и безлюдному ночному городу Попова, а сиюминутная и такая знакомая московская встреча с нелепой телесностью имиджа человека, помещенного в эклектический зазор между историчским прошлым и блоком типовой архитектуры цикла "Город" сопрягается с попыткой телесного обобщения обнаженной натуры в работах Попова. И в том и другом случае, тело становится чем-то большим, риторической фигурой, объективирующей акценты, которые выходят далеко за пределы надуманной рефлексии и распространенного представления о теле как носителе базовых характеристик восприятия.

Можно определить ещё целый ряд антиномий, но это мы предоставляем взгляду зрителя и сочувствующего той свободе и спонтанности художника, которым нельзя научить или проектно воссоздать, но только бескорыстно приобрести...

Александр Саленков, искусствовед.



Подробности

  • Начало: 23 июля 2015 г. в 16:00

Поделиться событием