Выставка «Мифология художника» включает более 40 произведений Юло Соостера – одного из родоначальников «московского концептуализма», художника, чьи работы крайне редко экспонируются в Москве.
Каждая выставка Юло Соостера – событие для художественной Москвы. Творческое наследие его невелико – художник, которого считали «учителем» столпы московского концептуализма Юрий Соболев и Илья Кабаков, ушёл из жизни очень рано, едва перевалив за 45. Когда семья уезжала в Израиль в середине 80-х, вдова передала значительную часть картин на хранение в Тартусский и Таллинский музеи. Остаётся надеяться, что там, на родине, корпус его работ внимательно сохраняется и изучается, – ведь, по отзывам специалистов, Юло Соостер считается в Эстонии одним из самых знаменитых художников. Хотя прославился как творческий лидер андерграунда именно в Москве.
Аскетические, «протестантские» штрихи и линии, сдержанные колористические решения, ограниченное число излюбленных сюжетов – рыба (христианский мотив), яйцо (отсылка к шумерскому мифу о сотворении мира), можжевельник (символ родины – острова Хийумаа), – характерные приметы живописи и графики Соостера, – повторяются в десятках его композиций. Искусствовед и куратор выставки Любовь Агафонова замечает: «Соостер теософскую глубину пытался выразить средствами скудного плоскостного решения, сосредотачивая мысль в рамки клочка бумаги 15х20, опираясь на древние мифы о сотворении мира, в поисках смысла существования».
Ещё во время обучения в Тартусском художественном училище (1945-1949) он узнал и принял искусство экспрессионистов и сюрреалистов, отсюда в его творчестве мотивы Бекмана, Эрнста, Климта и, особенно, Магритта.
Выставка в «Открытом клубе» представляет графику и живопись Юло Соостера из московских собраний. Она приурочена к 90-летию со дня рождения этого слишком рано ушедшего мастера, так много сделавшего для развития современного российского искусства.
При содействии галереи «Веллум». www.vellum.ru