Холстомер. Наталья Нестерова

27 марта 7 апреля
Изображение позиции: Холстомер. Наталья Нестерова

На выставке будут представлены и ранние, и более поздние работы, однако основа экспозиции – полотна художника за 2013-14 годы.

Участник Союза художников, профессор Российской академии театрального искусства, лауреат многочисленных премий, Наталья Нестерова уже в самом начале творчества отказалась от общепринятого взгляда на привычные глазу вещи. В 1970-е годы героические сцены рабочей жизни превратились на её полотнах в заколдованное царство домов творчества или отдыха, оцепеневших или занятых бесконечной маетой. Затем в её живописи проступили образы старинных городов, черты парков, религиозные мотивы. Выставка «Холстометр» – это не только панорамный взгляд на творчество художника, но и возможность разглядеть его образ, растворённый в каждой картине.

Наталья Нестерова является лауреатом Государственной премии Российской Федерации (1998), премии «Триумф» (2002), награждена Государственной премией России в области изобразительного искусства (1999), званием Заслуженного художника Российской Федерации (1994), Почетной серебряной медалью РАХ (1990), Почетной золотой медалью РАХ (2004), избрана членом-корреспондентом РАХ (1997) и является действительным членом РАХ (2001).

Работы художника находятся в собраниях Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музей, Государственного музея искусств народов Востока, Московского музея современного искусства и многих других музеях и галереях на территории России, Украины, Грузии, Казахстана, Канады, США.


История одной лошади

Идея выставки в Открытом клубе возникла довольно давно, но постоянно что-то не срасталось. То она накладывалась по времени на другую экспозицию, то кого-то не оказывалось в стране, то рождались внуки, то просто не было работ. И вот, наконец, свершилось. Концепция образовалась сразу, благо и год юбилейный (70 лет Н. И.) и сын – огненная лошадь, и окна выходят на Central Park South, где круглый год стоят запряженные кареты, ждущие гостей Большого Яблока. Лошадки фыркают, косят влажными глазами и хрустят яблочными угощениями. И вместе с сиренами и клаксонами в мастерскую через открытое окно врывается (доносится) ни с чем не сравнимый конский аромат смешанный с запахом моря.

Мамин двоюродный дедушка был директором конного завода в Ивановской области. Когда он приезжал в Москву он водил маленькую внучку с её мамой на ипподром. Это были невероятно счастливые дни. Ощущение дивного праздника, азарт, возбуждение, восторг и лошади, несущиеся во весь опор с развивающимися гривами и хвостами. Потом, когда мама познакомилась с лошадьми поближе, она увидела в их глазах какую-то непостижимую глубину, словно внутри был заточён человек, безнадежно пытающийся позвать на помощь, чтобы его спасли из этого плена. После этого видения она никогда не могла заставить себя сесть на лошадь – оседлать узника чужой оболочки. И нарисовать лошадь у неё тоже все время не получается, поэтому она вновь и вновь пытается одолеть не поддающуюся ей ипостась.

Семья всегда была очень много читающей и повсюду в книгах попадались старинные пленники – знакомцы. А путешествие Гулливера в страну Гуигнгнмов окончательно убедило в справедливости детских догадок. Старинный друг Нестеровой – Юрий Рост (чья фотография иллюстрирует … каталога) как-то назвал художника – держащуюся за кисть. Артеодезический инструмент для измерения и исследования поверхности холста. Вот и получился отсюда художник-холстомер. Произнося это имя, мы всегда вспоминаем о человеческой неблагодарности и несправедливости. А ведь в другом путешествии Гулливера на летающий остров Лапуту только неблагодарность каралась смертью, любой художник (актер, писатель, музыкант) выбирая эту стезю обрекает себя на суд толпы, а она редко бывает благодарной, хотя хлеб и зрелища – её основные требования.

Экзистенциальное одиночество – неотъемлемая составляющая творчества. Уединение в мастерской лучше всего позволяет мерить холст и если что-то мешает пойти на работу, то день испорчен. Ведь, по словам Нестеровой, гений – это 5% таланта и 95% ежедневного труда. Вот она и старается правильно нарисовать лошадь.

Ведь загнанных лошадей пристреливают. Не правда ли?

Лев Нестеров-Раппопорт 2014