У каждого художника Москва – своя. Яркая, наивная, детская, сказочная – такой облик столицы хранят полотна художника Татьяны Мавриной.
Каждый из тех городов, портреты которых создала Татьяна Маврина, живёт по законам сказки. Её картины не имеют ничего общего ни с предельно точными произведениями реалистов, ни с художественно размытыми образами импрессионистов. Она слишком тонко чувствовала характер города, чтобы создать его образ в традициях какого-то одного направления живописи. Чтобы воссоздать облик города во всей его многогранности и противоречивости, ей пришлось выработать собственный, ни на кого не похожий живописный язык. Кремль, монастыри, неприметные особняки, бульвары, улочки и переулки – из всего этого Татьяна Маврина создала живописную летопись Москвы. Прочесть её можно будет в нашем клубе, на выставке картин художницы
«Наша столица отпраздновала своё 856-летие, город стремительно меняет свой облик, перемены, которые мы наблюдаем, преображают Москву. Реста-врируются памятники архитектуры, восстанавливаются разрушенные святыни, однако вместе с этим исчезает свойственная старой Москве патриархальность, поэзия и тишина её улиц и переулков, поэтому закономерен интерес к её истории, далёкому и недавнему прошлому.
Замечательная русская художница Т.А. Маврина, заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии СССР и международной премии Г.Х. Андерсена, оставила нам собрание работ (более 1000), запечатлевших в пейзажах Москвы и провинциальных русских городов архитектуру, быт и атмосферу середины ХХ века, времени, навсегда «унесённого ветром перемен».
Т.А. Маврина тонко чувствовала красоту русской природы и архитекту-ры. Пейзажи, сцены из жизни людей, городские зарисовки, памятники архи-тектуры, церкви, уютные особняки, улицы, бульвары и переулки, - всё уви-денное зорким глазом художника, моменты жизни, захваченные врасплох, в неразрывном единстве современности и старины, художница переосмыслила и воплотила в живописную летопись эпохи.
Татьяна Алексеевна исходила всю Москву, из улицы в улицу, по пере-улкам и окраинам и смогла запечатлеть множество прекрасных памятников, церквей, монастырей, старых московских особняков, тихих двориков и поко-сившихся домишек, хранивших очарование и красоту провинциального не столичного уклада той далёкой, теперь уже забытой, московской жизни.
Собранные вместе эти работы позволяют по-новому взглянуть на наш город, совершить вместе с художницей путешествие по Москве середины прошлого века, посмотреть на город её глазами. Т. Маврина умела пользо-ваться драгоценным даром видения, её рисунки живы и динамичны, в них всегда присутствует бытовой колорит и некоторая свобода «монтажа», что позволяет ей превратить каждый рисунок в поэтический рассказ художника, бережно и любовно относящегося к прошлому русского народа. Многие ри-сунки показывают нам заповедные московские уголки ретроспективно, по-гружают нас вглубь веков, и позволяют представить, какой была Москва в её историческом прошлом.
«Москва 20-30-х годов» - писала она в автобиографии: «была ещё в жи-вых улицах, домах, со своим лицом, и людей в ней было не так много, и они ещё были не пуганные войной (потом в каждом рисующем на улице обяза-тельно видели шпиона). Я тогда рисовала всё, что мне захочется. От непре-одолимой природной застенчивости с мольбертом или с подрамником я не ходила. Рисовала в маленьких блокнотиках, «на спичечной коробке», как принято говорить про такое рисование. А уже потом, дома, за неимением чи-стой бумаги, перерисовывала на обороте репродукций из альбомов, куплен-ных у букинистов на скудные заработки тех лет».
Отдельные листы Т.А. Мавриной можно смотреть по одному и любо-ваться ими, но истинное их значение зритель понимает, рассматривая их в совокупности, в серии, «сюите» - открытии, привнесённом в современное ис-кусство импрессионистами, которым Т. Маврина активно пользовалась.
Эти работы, выполненные в основном в технике акварели – прозрачные, воздушные и эскизно-лёгкие представлены на этой выставке.»
А. Г. Шелудченко 19 апреля 2013 г.