Когда модель исчезает из поля зрения художника, он придумывает её заново. Если, работая над портретом родного города, художник понимает, что его давно уже нет – тем хуже для фактов. Так, на картинах Константина Батынкова знакомые с детства дворики и подворотни, растворившись среди многоэтажных построек, вернутся из памяти художника к жизни. Незаметно он создаст причудливого двойника исчезнувшего мира, непохожего на него и одновременно родного ему. На каждой из его картин будут мелькать самолёты, которые парят в воздухе не хуже тракторов. Дети со взрослыми лицами будут сурово смотреть на зрителя, не допуская в свой адрес ни одной улыбки умиления. Сюжеты всех картин связаны самолётно-пароходной тематикой и небрежными, будто бы в спешке нанесёнными на полотна штрихами. Весь мир картин Константина Батынкова напоминает собой набросок, в котором каждый зритель узнает что-то своё.
Почему «Открытый Клуб» делает выставку именно Кости Батынкова? Можно было бы ответить, не вдаваясь в подробности: потому что он замечательный художник — тонкий, изящный, лёгкий по форме и глубокий по содержанию, прекрасный колорист. Его темы всегда нетривиальны, а решения всегда остроумны. Потому что нам нравятся его работы и потому что любая московская галерея почтёт за честь сделать его выставку. Не считая того, что его работы прекрасно продаются, а коллекционеры и собиратели всегда их ждут. И всё это чистая правда и, конечно же, всё это чрезвычайно важно.
Но была ещё одна причина, которая для нас (мы всё-таки Клуб, а не галерея) стала основной. Мы одного возраста и у нас было одинаковое детство — мы оба родились в семьях военных моряков и выросли в маленьких гарнизонах. Только он на юге, а я — на севере. Не знаю, как сейчас, а тогда быт военных гарнизонов был устроен довольно однообразно. Когда мы с Костей стали вспоминать то время, то практически всё совпало до деталей — одежда, школа, а главное, игрушки и игры. Это были 60-е годы, воспоминания о войне и её следы были совсем рядом, и мальчишки в основном играли в солдатиков, самолётики и кораблики. Сейчас, когда я смотрю на Костины работы, всё это, казалось бы, основательно мной забытое, выплывает из памяти, как подводные лодки на Костиных картинах. Потому что он своё детство никогда не забывал и для него оно, как нам кажется, служит тем самым Кастальским ключом, источником, откуда он…. Ну, дальше понятно.
Вот откуда взялось предложение сделать выставку, которое Костя, спасибо ему, принял. Оттуда же и тема выставки — «Морской бой». Мы хотели, чтобы выставка была светлой и радостной, чтобы вы, наши гости и зрители, забыли ненадолго о невзгодах, неурядицах и всяких проблемах. Чтобы вы так же, как мы, вспомнили своё детство. Говорят, что это помогает в чём-то очень важном. Нам помогло.
Нина и Вадим Гинзбург Москва, 21.09.2012